ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2014года
Кофе-брейк

Издержки популярности

Личный бренд способствует карьере, но далеко не всегда приветствуется работодателем. А иногда излишняя PR-активность топ-менеджеров оборачивается и для них самих, и для всей компании крупными неприятностями.

«Все‑таки на бумаге читать куда приятнее, чем в онлайне, да и будет потом чем мух по кабинету гонять», — HR-менеджер Галка развернула прихваченную на АЗС газету «Ведомости» и, придвинув поближе кофе, начала бегло просматривать заголовки. «В бизнесе я — акула» — в заголовок интервью в рубрике «Портрет» была вынесена громкая цитата. «Какая муть», — подумала Галка и хотела было уже свернуть газету в трубочку, но в этот момент ее взгляд упал на фото героя заметки и вводку: «Владимир Анисимов считает, что самое важное для коммерческого директора…». Галка углубилась в чтение. Представленный как «один из лучших российских знатоков рынка лабораторного оборудования», Анисимов разглагольствовал о перспективах корейской инженерии, сетовал на недостаток инвестиций в наукоемкие отрасли, попутно предсказывая скорый крах американского фондового рынка и подъем в странах БРИКС. Прочитать до конца, впрочем, не удалось: герой интервью собственной персоной без стука ввалился в ее кабинет.

— А, акула бизнеса! — засмеялась Галка.

Анисимов попробовал изобразить смущение, но сразу же расплылся в довольной улыбке:

— Прочитала уже? Ну и как тебе?

— Красавчик, просто красавчик! Как это только на такого «Ведомости» вышли, а?

— А почему бы и нет? — ухмыльнулся Анисимов. — Кстати, я ведь к тебе вот зачем шел: ты мне не одолжишь свою пудру? А то ко мне сейчас с телевидения приедут, снимать будут, а у меня рожа после вчерашнего…

— Первый канал ждет твоих разъяснений по поводу «краха американского фондового рынка»? — съехидничала Галка, но все же потянулась за косметичкой.

Снимать Анисимова приехал не Первый канал, а «Столица», однако все же настоящее эфирное телевидение. И как выяснилось, это было только начало. Еще через неделю Анисимов промелькнул в российской версии журнала Forbes — впрочем, с комментарием всего лишь на пару строк. В офисе смеялись, что коммерческий директор превращается в любимца прессы: выступления на деловых радиостанциях, комментарии и заметки во всевозможных изданиях шли сплошной чередой.

— Вовка, а почему это тебя так полюбили журналисты? — поинтересовалась Галка у Анисимова, когда они в очередной раз встретились в курилке. — Ты ведь никогда не был медийной фигурой, нигде не «светился». С чего же вдруг все хотят узнать твое мнение по самым широким вопросам?

— А что, разве я плохо комментирую? — удивился Анисимов.

— Да не в этом дело, — Галка пристально посмотрела на него. — Вот я, например, тоже пару раз давала комментарии для федеральных изданий: для тех же «Ведомостей» и журнала «Директор по персоналу», но меня же не приглашают каждую неделю, не трезвонят, чтобы узнать мое мнение обо всем на свете. А ты вон недавно вообще рассказывал на «Эконом-FM» о прочитанных книгах. Кого интересует, какие книги читает торговец пробирками и лабораторными приборами Владимир Анисимов? Мне, например, это очень странно.

— Ну да, странно… — Анисимов улыбнулся, закинул голову и, выпустив в потолок кольцо дыма, задумался.

Галка продолжала пристально смотреть на него, ожидая ответа.

— Пиарюсь я, — Анисимов резко опустил голову и заговорил неожиданно серьезно. — Только не говори никому. Понимаешь, я столько раз пытался подняться выше того уровня, на котором работаю сейчас, — не получается. Зато вон недавно в «Крейд-автоматикс» взяли вице-президентом Семенова; он же вообще пустое место, но зато вокруг этого самого «места» — ореол культового топ-менеджера. А за счет чего ореол? Да просто известный по СМИ человек, в каждой бочке затычка, продукт чистого пиара, и не больше. Вот я и подумал: а я‑то чего сижу? Надо тоже пиариться…

— Ну так, одного же «хочу» тут явно недостаточно, — поморщилась Галка.

— Разумеется, — кивнул Анисимов. — Я пиар-менеджера себе нанял. Персонального. И вот именно об этом никому не говори. Девчонка меня и пропихивает куда только можно. Она просто говорит, что вот такое интервью или комментарий будут стоить столько‑то, и все. Плачу ей, а как там дальше: на халяву проскочить удается и все себе оставить или надо платить что‑то прессе — меня не касается.

— И во сколько тебе все это обходится?

— Дорого, конечно, но это ж фактически инвестиции в самого себя — как, например, получение МВА, — махнул рукой Анисимов. — Вон, забей в «Яндексе» мои имя и фамилию — сколько ссылок выскочит. Думаю еще полгодика в том же темпе «посветиться», а там, глядишь, тоже создам себе имидж культового управленца. Не уйду — так, может, хоть здесь Юрьич кормить лучше станет. А насчет затрат моя пиарщица говорит, что через какое‑то время журналюги ко мне сами за комментариями обращаться начнут, уже без ее помощи. Вот, кстати, сегодня уже из «Нового буржуя» звонили, просили прогноз цен на нефть…

…После того разговора прошло месяца три.

— Простите, но я комментариев не даю… Нет, ссылаться на меня не нужно, — услышала Галка голос Анисимова, разговаривающего в коридоре по мобильному телефону. Она вышла из кабинета и с любопытством уставилась на коммерческого директора.

— И как это понимать: «комментариев не даю»?

Анисимов поморщился и жестом предложил зайти в ее кабинет.

— Все, кончился мой пиар, — со вздохом сообщил он, плотно прикрывая за собой дверь. — На Юрьича наехали…

— То есть как наехали? — не поняла Галка.

— Совершенно обычно, — развел руками Анисимов. — Заявились к Юрьичу два хмыря с корочками то ли прокуратуры, то ли Следственного комитета. Типа хотят «познакомиться с хозяином одной из крупнейших и самых успешных отечественных компаний, новой олигархической группы, о которой так много в последнее время говорят в прессе»… Короче, Юрьич мне пиариться запретил под страхом увольнения…

 

Алексей Боярский